Карта сайта



  •  
  •  
  •  
  •  

А. Демкин
Портреты дочери А.Д. Меншикова и его супруги из коллекции портретов Петра Ивановича Щукина в Государственном Историческом музее и в собрании отдела Государственного Эрмитажа "Дворец Меншикова".

© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

книга князь александр меншиков
Вы не представляли себе таким князя Александра Меншикова?
Читайте исторический роман А. Демкина "Ненаписанный дневник"!
скачать электронную книгу   скачать электронную книгу

Опубликовано: "История Петербурга" №6(52) 2009 года pdf версия Более подробный вариант статьи (PDF)

Автор, занимаясь поиском портретов Александра Меншикова (Меньшикова) обнаружил в альбоме Русские Портреты собрания П.И. Щукина в Москве, третьего выпуска, изданный в Москве в 1902 году портреты за номерами 27 и 28, подписанные как портреты дочерей Меншикова Марии Александровны и Александры Александровны.
Автор постарался установить местонахождение портретов. Известно, что по воле П.И. Щукина в 1905 году его художественные коллекции были переданы в Российский Исторический музей. 
Автор отправил запросы к хранителю фондов XVIII века - старшему научному сотруднику музея Л.Ю.Рудневой о наличии всех трех портретов в фондах музея и получил утвердительный ответ.
Вот изображения портретов:
мария и александра меньшиковы

Портрет #27 Мария Александровна Меншикова
и №28 Александра Александровна Меншикова

Однако, из музея сообщили, что все данные портреты числятся как портреты неизвестных лиц. Автор решил разобраться, могут ли являться портреты из коллекции П.И. Щукина, хранящиеся в Государственном историческом музее, портретами князя Александра Меншикова и его дочерей.

Начнем с портрета Марии. Всем известен портрет, находящийся во дворце Меньшикова на Васильевском острове приписываемый кисти И.Г. Таннауэра или И.Г. Ведекинда Алексушина Т. Новое о старинных портретах.// Наше наследие №20. 1991

Возьмем этот портрет и выполним совмещение изображений с портретом из коллекции П.И.Щукина: Мы делаем зеркальное отображение портрета кисти Таннауэра, и вращаем изображение для того, чтобы получить точно такой же наклон головы, как на портрете Неизвестной из Государственного исторического музея (ГИМ) . Масштабируем изображения по межзрачковому расстоянию. Для облегчения восприятия, убираем цвет из известного портрета Марии Меншиковой. Вот что получилось:

мария меньшикова

Без детального сравнения изображений, видно, что оба портрета изображают одно и тоже лицо. Совпадают даже изображения украшений в волосах. Таким образом, в данном случае очевидно, что на портрете Неизвестной из ГИМ изображена Мария Меншикова. Для большей наглядности приведем анимационное сравнение:

мария меньшикова

Однако, по данным Л.Ю.Рудневой (Государственный Исторический музей), этот портрет был написан в 1860 году. Вероятно, данный портрет преставляет собой копию с другого прижизненного портрета Марии Меншиковой. Вторая половина XIX века характеризовалась всплеском спроса на портреты Петровской эпохи. Вероятно, создание таких копий было призвано удовлетворить такой спрос. Таким образом исследуемый портрет не может являться прижизненным портретом Марии Меншиковой.

Со вторым портретом, за номером 28 из альбома П.И. Щукина не все так однозначно. Сравним известный портрет Александры Меншиковой, припысываемый кисти Таннауэра с портетом, хранящимся в ГИМ. Изображения приводятся к единому масштабу и проекции, как описано выше. Что же у нас получается в результате? Смотрим:

александра меньшикова

Оба изображения имеют некоторые отдаленно схожие черты: форма носа, рта, форма лба. Однако, сразу же бросается в глаза, что женщина на портрете справа значительно старше. Ее возраст можно примерно определить промежутком от 30 до 40 лет. Значит на портрете из ГИМ изображена не Александра Меншикова, а запись в каталоге П.И. Щукина - не правильная? Вероятно, это очевидное расхождение и послужило причиной того, что и остальные два портрета лишили своих имен. Но кто же может быть изображен на этом портрете?

Обратимся к известным портетам других членов семьи Меншикова. Их, пожалуй, всего два: Портет Дарьи Михайловны Меншиковой и портрет который приписывают либо Дарье Михайловне, либо сестре Меншикова и супруге Де Виейра Анне Даниловне. Посмотрим, найдется ли сходство персоны с портета из ГИМ с персонами на этих портретах:
дарья михайловна меншикова

Выполняем тройное совмещение портретов, масштабируя их по межзрачковому расстоянию, приводя к единой проекции, и анализируем полученные результаты:
дарья михайловна меншикова

Даже без детального сравнения, заметны общие черты лиц на портрете из ГИМ и средним портрете. Очень высокая степень схожести основных пропорций и черт лица. Вероятно, что на среднем портрете изображена та же женщина, что и на левом, но в более зрелом возрасте. То есть, на портрете Неизвестной из ГИМ изображена либо Анна Даниловна - сестра Меншикова, либо Дарья Михайловна - его супруга. Кто же? Сотрудники Эрмитажа придерживаются мнения, что портрет скорее изображает Анну Даниловну, так как лицо на портрете не похоже на известный портрет Дарьи Михайловны (справа).

С точки зрения врача, представленная серия портретов отражает возрастные изменения лица, одной и той же портретируемой персоны. Попробуем доказать этот, на первый взгляд, неочевидный вывод.

Проведем сравнение основных пропрций строения лица (лицевого черепа) у портретируемых персон. Известно, что основные пропорции лицевого черепа с возрастом не меняются.

дарья меньшикова

Автор провел горизонтальные линии по границам лица, бровей, через зрачки, кончику носа, нижней губе и подбородку. Как вы видите - пропорции, (кроме величины подбородка на третьем портрете) изображенных лиц полностью совпали. Разница в положении подбородка может быть легко объяснена несколькими факторами: Во-первых, разным эмоциональным сосоянием портретируемой персоны. При напряжении - челюсти плотнее сжимаются, в расслабленном состоянии - подбородок чуть отвисает. Во- вторых, известно, что с возростом размер подбородка у человека уменьшается. Таким образом, с большой вероятностью, все три персоны как минимум имеют одинаковые пропорции лицевого черепа. Могла ли сестра Меншикова Анна Даниловна обладать почти идентичными с Дарьей Михайловной пропорциями лицевого черепа? Вероятность этого очень мала. Если и рассматривать версию, что на портрете изображена не Дарья Михайловна, то следует глубже рассмотреть версию об изображении родственного ей, а не Меншикову лица . Но, как известно, ее родная сестра Варвара Михайловна, красотой и статной фигурой не отличалась. Кроме того, мы определили выше при сравнении портретов Александры Александровны и портрета №28, что в них присутсвует типажное сходство в строении носа и области рта, что может быть объяснимо наследуемыми признаками у дочери от матери.

Рассмотрим, что происходит с лицом при старении человека. Изменение черт лица происходит из-за изменения тонуса, эластичности кожи, тонуса мимических мышц лица, ослабления и провисания связочного аппарата, изменения размера жировых клеток и возникновения отечности всего лица или отдельных зон на лице.. Вектора возрастных изменений показаны на схеме по S.T. Hamra:

старение лица по S.T.Hamra

Автор позволил себе провести виртуальную коррекцию лица Дарьи Михайловны с целью устранения возрастных изменений лица (изображение самого правого портрета изменяется - демонстрируя изображение до и после):
дарья меньшикова

Теперь сравним наимение изменяемые с возрастом зоны - область носа и верхней губы:
нос

Теперь сравним наимение изменяемые с возрастом зоны - область носа и верхней губы. Видно, что рисунки крыльев носа, положение кончика носа, его форма, подносовая складка и форма рта практически идентичны. Выполним анимационное сравнение портретов:

дарья меншикова

На основании вышеизложенных фактов, автор рискует высказать свое предположение, что:

- Вероятно, что портрет, указанный в альбоме коллекции П.И. Щукина за №27 является копией с портрета Марии Александровны Меншиковой, выполенной в 1860 году.

- Вероятно, что портрет Неизвестной, указанный в альбоме коллекции П.И. Щукина за №28 находящийся в Государственном историческом музее - является не портретом Александры Александровны Меншиковой, а ранним портретом Дарьи Михайловны Меншиковой.

- Портрет, который сичтают изображением Анны Даниловны Меншиковой, находящийся в Меншиковском дворце, с большей вероятностью является портретом Дарьи Михайловны Меншиковой.


  • Нравится