Карта сайта



  •  
  •  
  •  
  •  

А.Демкин

Масонская символика петровского времени.



© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора. Автор не является масоном.

книга князь александр меншиков
Александр Меншиков, Петр I и другие масоны в
историческом романе А. Демкина "Ненаписанный дневник"
скачать электронную книгу   скачать электронную книгу

"Когда я вижу птицу, которая ходит как утка,
плавает как утка и крякает как утка, я называю эту птицу уткой."

Джеймс Уиткомб Райли
(1849 — 1916)
американский поэт

Многие историки сломали упаковки копий в спорах о том, был ли царь Петр I, ставший впоследствие Императором Петром Великим, масоном. Мы не ставим перед собой задачу ответить на этот вопрос. Да и никогда бы не смогли бы этого сделать: историческая наука признает неопровержимыми доказательствами лишь документы, свидетельтвующие о тех или иных фактах. С этих позиций членстов в масонских ложах почти всех известных исторических лиц недоказуемо. Списки членов масонских лож не публикуются, и справки с печатью о принадлежности к масонам членам братства для предъявления в ЖЭК, историкам и журналистам не выдаются. Отсутствие же каких либо документов и записей о масонстве Петра естественным образом вытекает из особенностей масонства. Попробуйте получить документ о членстве в масонской организации кого-нибудь из современных членов этой организации и после оцените результаты своих усилий. Автор не навязывает какую либо точку зрения на данный вопрос, а лишь подает читателю информацию, выводы из которой каждый сможет сделать свои собственные.

Мы лишь опишем масонскую символику нескольких дошедших для нас артефактов петровского времени.

Переломным в судьбе самого царя Петра и всей России стало Великое Посольство в Европу. Царь Петр посетил масонскую столицу Европы - Амстердам, который навсегда остался для него воплащением рая на земле - Парадиза, который он решил воплотить и на российской земле. Доподленно известно, что во время визита царя Петра в Англию, ему удалось встретиться с Кристофером Реном и Исааком Ньютоном - первыми лицами в английском масонстве того времени.

Некоторыми исследователями считается, что учрежденный по возвращению из Великого посольства (30 августа 1698 года) Орден Св. Андрея Первозванного, является шотландской масонской степенью, установленной по обязательству Петра I при вступлении в масоны (тамплиеры - по записям министра внутренних дел Российской империи С.С.Ланского. Считается, что в Петербурге тамплиеры собирались в Подзорном дворце. Это утверждение не лишено осонования, потому что Я. В. Брюс как потомок шотландских королей был тамплиером). В отличие от шотландского масонского ордена, где лента была зеленой, Петр ввел для ордена св. Андрея Первозвнного голубую ленту. Андреевский флаг - копия флага Шотландии с измененным на голубой цветом креста. Считается, что Петр принял посвящение посвящение в 1698 году лично от Кристофера Рена, автора проекта нового собора Св.Павла и Гринвичского госпиталя в Лондоне, архитектора, астронома и геометра. (Интересный факт: именно Рен оценивал ущерб нанесены свитой царя Петра I во время проживания в доме арендуемым у Джона Эвелина адмиралом Джоном Бенбоу Says-Court в Дептфорде в 1698 году). Мастером стула в ложе (или по другим данным - протомасонском Нептуновом обществе) был Лефорт, первым надзирателем Гордон, а вторым сам Петр. Также в ложу входили: Яков Брюс (который представлял в Англии Петра Ньютону. По данным теолога Леонида Мациха, что Яков Брюс был принят в масоны в Англии под именем "Полковник".), Александр Меншиков, Феофан Прокопович и адмирал Апраксин. Заседания прото масонского «Нептунова общества» в Москве проходили в Сухаревой башне. (Соколовская Т. Был ли Петр I масоном? // Море. СПб. 1917. № 12) Но документальных свидетельств о посвящении Петра в масоны нет.

Если посмотреть на архитектурные творения Кристофера Рена: лондонские городские церкви (St Mary-le-Bow, St Martin-in-the-Fields, St. Bride’s и другие), то станет предельно понятно, какие архитектурные мотивы послужили образцом для возведения собора Св. Петра и Павла в Петропавловской крепости, Меншиковой башни в Москве (архангела Св. Гавриила). Вероятно, что роль в выборе архитектурного стиля здесь играла не только архитектура. Что еще более интересно, к масонским местам в Москве относятся Меншикова башня, Дом Пашкова и Дом Юшкова (Мясницкая 21), из которых первые два имеют прямое отношение к А.Д.Меншикову. Между прочим, духглавый орел, герб государства Российского, тоже являет собой основной символ Шотландского устава масонов. Кстати, рыцарь на коне, проражающий змия (герб Москвы) также является масонским символом.

кристофер рен

В масонах состоял правнук князя Меншикова А.С. Меншиков. Интересно, что ордена черного и белого орлов, которые были у Александра Даниловича, могут свидетельствовать о том, что он мог быть Рыцарем черно-белого орла или Великим избранным рыцарем белого масонства. Интересно, что ритуал посвящения в Избранные Рыцари – Кадоши (30 степень посвящения), очень похожи на те действия, которые, по преданиям, проводились Петром I, когда посвящаемому с завязанными глазами предлагалось заколоть «противника реформ». Как правило, вместо человека для убиения подкладывали стриженого и выбритого барана. Кстати, при посвящении в 30 степень по описанию Т.О.Соколовской, украшение ложи выглядело так: "Ни сверкающий золотом и лазурью священный треугольник с оком Провидения, ни пламенеющая звезда с многозначащей буквой G, - не венчали балдахина, за которым почти скрывалось кресло командора. Над ним царил венчанный золотою короною двуглавый орел с распростертыми крыльями. Это был грозный орел непреклонной борьбы; в его сжатых когтях был меч. На груди орла в небольшом треугольнике начертано было священное имя: "Адонай".

Современные исследователи Великого посольства Дмитрий и Ирина Гузевичи (Первое европейское путешествие царя Петра. Аналитическая библиография за три столетия 1697-2006, СПб.,Феникс, Дмитрий Буланин, 2008, С.89-90) считают масонство Петра I, равно как Лефорта и Гордона является мифическим. С точки зрения истории такая позиция может быть правильной, так как эти исследователи констатируют, что масонство возникло в Англии лишь в 1717 году, а существовавшие до объединения в Grand Lodge организации правильнее называть протомасонскими. Однако, это является не более чем терминологической игрой. До 1717 года, как и в Англии в России было "протосмасонское" общество, а после создания Великой Ложи протомасонское общество в России превратилось в масонское. Считается, что первую официальную масонскую ложу в России Петр I учредил в 1717 году в Кронштадте по возвращению из путешествия по Европе. В 1721 году Брюс стал главой российской ложи.

Какие же артефакты Петровского времени содержат масонскую символику? Мы коснемся одного из них: Памятной медали на погребение Петра Великого.

медаль на погребение Петра Великого

Проект медали был подготовлен Я.В. Брюсом, возглавлявшим Печальную комиссию совместно с Феофаном Прокоповичем.

Перечислим, что изображено на медали: Ангел, возносящий Петра на небеса, фрегат и шалера на Финском заливе, дерево на берегу залива, восход солнца, Императрица (или Россия), план крепости, кадуцей, глобус и различные инструменты каменщика. Фрегат и галера, кроме своего прямого значанния - созданного Петром флота несут и второй и третий смыслы: "Желания его исполнятся" и "Хранимый не спит".

Разберем остальную символику подробнее. Прежде всего интересно, что общая композиция рисунка повторяет композицию ротного знамени лейб-гвардии Преображенского полка (1706, Государственный Эрмитаж). Чем нам интересно это знамя, и какое отношение оно имеет к масонской символике? Посмотрим на версию знамя от 1700 года: Перед нами в центре Лучезарная Дельта с тремя (одною) буквой "йуд" в виде огненного язычка – символ Троицы, либо же Дельта со Всевидящим Оком. Именно под этой символикой Петр завоевывал Ингерманландию и основывал город святого Петра.   Символ меча небесного означает: "(На Бога) Уповаю, пока жизнь имею".
лучезарная дельта
  знамя преображенского полка

На памятной медали присутствуют совершенно явные масонские символы: циркуль, символ небесного свода и наугольник, символ земли, резец или молоток – скрыт за чертежом, кадуцей – символ дьяконов цеховой ложи. Наугольник несет и такой смысл: "Ничего, кроме правого дела". В руках ангела, возносящего Петра на небеса мы видим змею, кусающую свой хвост. (иное истолкование – змей, оплодотворяющий и рождающий сам себя): "Конец из начала происходит". Это - символ вечности циклов рождения, смерти и возвращения. Подобный змей – Уроборос (греч.) изображен на постаменте памятника в честь победы в Полтавской битве 27 июня 1709 года, установленного к столетию битвы.

уроборос дворец меншикова  

В оккультных учениях Уроборос – символ абсолютной власти над миром. Кстати, столь любимый Петром и Меншиковым, мозаичный пол из чередования в шахматном порядке черных и белых плиток (Пол в Монплезире, во дворце Меншикова), также является масонским символом, означающим равновесие событий и деяний в мире, и в тоже время его разнообразие.

В книге В.Н.Васильева "Старинные фейерверки в России (XVII-первая половина XVIII века)" (Л., 1960 г.) приводятся рисунки фейерверков, устраиваемых при Петре I. Большинство рисунков сопровождается масонским символом Бога: Дельта с Непроизносимым Еврейским Четверобуквием (Тетраграмматоном).

Особо остановимся на рисунке пятиконечной крепости на медали. Это не Петропавловская крепость, как многие думают, а крепость Ораненбурх, подаренная Петром Александру Меншикову. Рисунок плана крепости был сделан лично Петром I.

Раненбург - рисунок Петра I

Этот рисунок крепости в виде пятиконечной звезды являет собой масонский знак – символ тайного света , освещающего и охраняющего каждого человека, и символ пяти главных чувств, которые масон должен в себе совершенствовать. Рисунок крепости был сделан 3 февраля 1703 года как приложение к письму Меншикову в Шлиссербург, где он в качестве коменданта крепости обретался на зимних квартирах: "Мейн герц. Мы по слову вашему здесь, слава богу, веселились Довольно, не оставя ни единого места. Город, по благословению Киевского, именовали купно с больверками и воротами, и Последние ворота Воронежския свершили с великою радостию, поминая грядущая, о чем послал я чертеж при сем писме. А при благословения пили на 1 вино, на 2 сек, на 3 ренское, на 4 пиво, на 5 мед, у ворот ренское, о чем довольнее донесет доноситель сего писма. Все добро; толко дай, дай, дай, Боже видеть вас в радости. Сам знаешь. Из Оранибурха, в 3 д. февраля 1703г.

К письму был приложен чертеж «Оранибурха», сделанный самим царем на скорую руку с названиями пяти бастионов: «обоняние», «вкушение», «осезание», «видение», «слышение». И к письму, кроме того, Петр приложил «Извещение, ижа бываш на посвящении сего града», то есть список присутствовавших на этом торжестве, присваивая каждому прозвища, большинство из которых мы не рискнем здесь воспроизвести. Себя он в списке называет «Питирим протодиакан», а начальника Монастырского приказа боярина Мусина-Пушкина «Ианикий, митрополит Киевский и Гадицкий»: так он величал его на всех «всепьянейших соборах». Подробные записи о пребывании Петра в Слободском сохранились в дневнике Корнеля де Брюина, голландского путешествинника, этнографа, художника и писателя. Меншиков ответил Петру:”Благодарствую вашей Милости за наименование города и за то, что веселился в доме моем. У нас здесь превеликие морозы и жестокие ветры: с великой нуждою за ворота выходим, едва можно жить в хоромах.”(Устрялов. т IV часть 1).

Рисунок крепости имеет и второе символическое значение: "Бьют нас, а мы крепчаем".

Кстати, название крепости Ораниенбург в этой связи вполне могло быть данью английскому королю Вильгельму Оранскому, который получил корону из рук масонов. В 1689 году он присягнул выработанной масонами конституции и обещал уважать права и вольности, вновь перечисленные в составленной декларации прав. Напомним, что название любимой резиденции Александра Меншикова под Петербургом звучит как Ораниенбаум - Оранжевое дерево, то есть апельсиновое дерево. Символическое его значение: "Без тебя я умру". Это ли не духовная дань Меншикова Петру I ?

Интересные аллюзии дает любыимым Меншиковым символ крылатого сердца "Meine Herzkind". Схожее изображение можно найти в наборе масонских символов Шведского устава:

масонские символы   meine herzkindКрайне интересно рассмотреть алхимическое значение символа крылатого сердца с короной, что мы и сделаем чуть ниже по тексту, когда будем рассматривать росписи потолка кабинета с живописью во дворце Меншикова.

Интересно с данных позиций рассмотреть фронтиспис книги «Ляврея или венец безсмертныя славы» изданной в Петербурге в 1714 году по заказу Меншикова типографским служителем Иоанном Кременецким.

Заглавный лист книги представляет собой гравюру Алексея Федоровича Зубова "Апофеоз князя Меншикова". Что же мы видим перед собой? Построение масонского символического ряда. Вверху лучезарная дельта и облака Ацилут.

На трех алхимических ступенях познания стоят шесть старейшин. Количество их спорно. То ли их шесть, то ли 10, если считать, тех кто окружает Меншикова. Ленточки с надписями можно расценить как филактерии.

Как минимум четыре масонских символа присутствуют в композиции, но все не выглядит стопроцентно масонским. Может ли все это быть простым подражанием модной стилизации под европейское барокко, столь популярное в то время, как любили объяснять присутствие масонской символики искусствоведы советского времени?

Может быть все это и так... Но, если видишь птицу, которая все делает как утка, то скорее всего - эта птица не фазан.

Интересно, что одно из современных масонских сообществ воспроизвело в своей резиденции почти полную копию домика Петра I на нынешней Петровской набережной в своем первозданном виде ("Красные хоромы"), построило рядом Подзорную башню, а дорожки сада перед домом выполнило в форме Андреевского креста (как, впрочем, они выглядели в Летнем саду во времена Петра I ).

  масонская символика

Под занавес мы рассмотрим некоторые сохранившиеся росписи потолков во дворце князя Александра Меншикова. Точнее - восстановленные своременными художниками росписи кабинета с живописью на половине Дарьи Михайловны, где как утверждается в пояснительной записке " представлены сюжеты с девизами, почерпнутые из напечатанного в России в 1705 году сборника "Символы и эмблемата", которые выражали гражданские идеалы своего времени": Символы и Эмблемата указом и благоповедении Его Освященного Величества, Высокодержавнейшего и Пресветлейшего Императора Московского, Государя Царя, и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России, и иных Многих Держав и Государств и Земель Восточных, Западных и Северных самодержца, и Высочайшего монарха напечатаны.

Посмотрим, какие именно идеалы отражает символика потолочной росписи.

  символы и эмблемата
герб Петербурга

В варианте Петра I именно золотой ключ заменен на шпагу: в Евангелие от Матфея сказано, что "Царство Божие ныне силою берется". В росписе на потолке кабинета живописи дворца Меншикова шпага заменяет ключ серебряный - от царствия земного. Точно так как и в исходном символе:

масонские символы

Этот символ, скромно интерпртетируемый в пояснительной записке как "наполненный конкретным и понятным содержанием - прославлением побед в Северной войне", на самом деле является первым вариантом герба Питербурха, начертанным лично царем Петром.

герб Петербурга  Петр I

По мнению теолога Леонида Мациха, этот герб является антитезой гербу Ватикана - городу Святого Петра, где изображены два ключа - серебряный - ключ от царствия земного и золотой - ключ от царствия небесного. Колонна на рисунке Петровского герба означает: "Подперта честью".

герб ватикана  

Позднее, как известно, позже ключи в гербе Петербурга были заменены на корабельные якоря - торговый и военный, которые кстати, тоже являются масонскими символами постоянства и безопасности: "Одного великою бурей недовольно будет".

 
согласие приносит победу

"Согласие приности победу! На первый взгляд этот символ тоже посвящен победам Северной войны. Безусловно, но только в первом своем прямом и буквальном значении. Посмотрим, что скрыто глубже за этим символом. На самом деле девиз к этому символу звучит так: "Согласие приносит преодоление, ибо наше благополучие состоит в соединении". Кто же и с кем должен соедениться в достижении благополучия? Две ветви как и два пера - алхимический символ баланса. Взглянем еще раз на любимый символ Александра Меншикова, который он считал своим личным символом.

 

Сравним его с изображением алхимического символа на изразцовых печах Царских палат Ипатьевского монастыря в Костроме. Печи эти были выложены изразцами в XVIII веке, но никто не знает когда точно это было сделано. Кстати, Ипатьевский монастырь богат и на множество других герметических символов на печах (целое символическон пособи по алхимическому Великому Деланию) и на Царских вратах (изображение Платона - хранителя герметических (позднее алхимических) знаний), хранящихся в Троицком соборе. А сам главный храм монастыря - Троицкий собор скрывает под собой языческий камень - древнее святилище, к которому до сих пор ходят на поклонение те, кто имеет туда доступ. Кострома, кстати - это глубоко языческое название божества весны и плодородия, молодой женщины, постоянно у переживающей постоянную цепь смертей и повторных рождений. Кроме того Кострома - жена славянского бога Ивана Купалы. Очень интересное мнсто Кострома. И кто же мог осмелиться в XVIII веке в царских палатах монастыря откуда пошел род Романовых покрыть печи изразцами с алхимическими символами? Для автора ответ очевиден, что только один из всех известных царей XVIII века царь мог позволить себе такое "святотатство". Тем более, что многие рисунки на изразцах являются калькой из сборника "Символы и Эмблемата" 1705 года издания. Некоторые авторы (О. Фомин) датируют изразцы Ипатьевского монастыря XVII веком. Однако такое мнение не совсем соответсвует истине, так как известно, что роспись кобальтом по изразцам была освоена русскими масерами только во втором десятилетии XVIII века, что дает самую ранню отправную точку для их создания.

 

  алхимический символ
Итак перед нами крылатое сердце, с замочной скважиной и короной с девизом "Тебе дан ключ". Это алхимический символ баланса двух алхимических субстанций - сульфура и меркурия (серы и ртути). Сердце также является символом меркурия. Ключ от царствия небесного, обретенного в результате алхимического великого делания, обретения баланса алхимических субстанций даруют корону. Вот настоящий скрытый смысл двух ветвей и короны, коронованного крылатого сердца.
     

Косвенным подтверждением нашей гипотезы о времени создания Ипатьевских изразцов и причастности Петра и Меншикова к их созданию является трансформация исходного символа крылатого сердца. В книге "Символы и эмблемата" символ сердца выглядет несколько по-иному. И в то же время наблюдается явное схожесть символов с печей Менешиковского дворца и Ипатевского монастыря.

Крылатое сердце в книге символики также встречается, но лишенное короны и замочной скважины со значением: "Уносит вдаль".

масонские символы масонские символы меншикова

 

Современная символика некоторых российских компаний и даже государственных организаций, позволяют думать, что начинания Петра I не канули в Лету. Некторые эмблемы и логотипы по моему личному и субъективному мнению содержат прямую или стилизованную символику, которая ПОХОЖА на масонскую и/или каббалистическую символику. Данное утверждение не означает, что логотипы являются масонской символикой или содержат масонскую символику:


 

 

 

Все права на приведенные ниже в качестве иллюстваций логотипы компаний и организаций принадлежат их владельцам. На данной странице они воспроизведены только в качестве иллюстрации к статье (ст. 1515 ГК РФ и п. 2 ст. 1484 ГК РФ).

Эмблема МЧС России   Логотип похож на основной масонский символ: Лучезарную дельту (Всевидящее око), которая напоминает, что мы все время испытываем невидимое присутствие Божества. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Восьмиконечная звезда - октограмма, является древнейшим символом Божества.
Знамя вооруженых сил России  

Пятиконечная звезда - так называемая звезда царя Соломона («могин-шлёмо» по-древнееврейски) - есть главный символ иудаизма и масонства. Она символизирует дьявола, Люцифера, Бафомета, антихриста. Является эмблемой масонской степени Подмастерья.

Двуглавый орел является масонским символом Силы и Власти. Эмблемой 33 градуса масонского посвящения является двуглавй орел, головы которого коронованы.

Узоры по периметру знамени образуют две группы по 13 квадратиков. Каждый квадратик стостоит из 13 маленьких квадратиков. 13 важное мистическое число в масонстве. Даже не стоит напоминать, кого символизирует это число.

       
Компания Роснефть   Семирожковая лампа, некогда стоявшая в Иерусалимском Храме; один из наиболее стойких символов в иудаизме. Менора служила принадлежностью иудейского алтаря еще во время странствий в пустыне. В Каббале менора является оружием против демонов.
       
Компания Дельта Телеком  

Усеченная пирамида, но лучезарная дельта почему то упала с ее вершины вниз.

Название компании "Дельта" также весьма красноречиво.

       
Компания Донивест   Пирамида и Лучезарная Дельта
       
Компания Юкос   Пирамида и Лучезарная Дельта
       
Компания Газпром  

 

 

Масонский символ - G (God - Бог, геометрия, гематрия, Гадол, геула и т.д.

 

Вечный огонь - масонский символ баварских Иллюминатов. Это символ Люцифера - носителя света.

       

Особенности приведенных выше логотипов и символов позволяют предположить, что Петровское дело продолжает играть важную роль в Российской жизни. Кстати, именно Петр I впервые оценил потенциал нефти, сказав, что "Сей минерал, если не нам, нашим потомкам полезен будет..."

Шаманизм - древнейшая перворелигия.


  • Нравится