Карта сайта




  •  
  •  

А. Демкин
Святые источники Северо-Запада России.

© 2013 Андрей Демкин,
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения авторов.

Cвятой источник Праскевы Пятницы в Пенино.

1. История святого источника Праскевы Пятницы в селе Пенино.

Село Пенино (ударение на последнюю гласную) расположено в живописной местности при одноименном озере и окружено с запада и юга холмами и возвышенностями, по которым рассыпаны небольшие деревни, чредующиеся полями и перелесками. Этот край издавна прозывается в народе округом Самро. Впервые Сумерский погост с церковью Рождества Пресвятой Богородицы упоминается в 1498 гв Писцовой книге Шелонской Пятины Господина Великого Новгорода, составленной Феодором Валуевым. Однако, скорее всего, этот погост гораздо древнее и, быть может, даже принадлежит к тем из них, которые были учреждены на Руси еще святой Ольгой в 957 г. "по Лузе реке”. Земли эти, порубежные, пограничные, неоднократно подвергались нападению врагов, о чем безмолвно свидетельствуют могилы рыцарей и шведов, сохранявшиеся еще в начале XIX века. В ХVll в. шведы восемь лет удерживали Сомерскую волость за собою, и лишь по Плюсскому и Столбовскому договорам вынуждены были вернуть ее России. Помнят эти места и воинственные походы в Ливонию и к Нарве великого князя Московского Иоанна lll и царя Иоанна lV Грозного, следовавших через Самру. Войска царя Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Петра Великого шли этим путем из Новгорода к Нарве. Жители этих мест до сих пор помнят предание о сорока полках петровских воинов и десяти тысячах подвод для них, выставленных во время войны со шведами в 1700 г. и о мостах, которые мостили они по непроходимым болотам в этих краях. Сохранились и воспоминания о привлечении местных жителей к работам в Кронштадте, где десять лет они трудились по очереди, созидая петровскую твердыню. Петр Великий в походе на Нарву и обратно проходил через Сомерскую волость, и останавливался здесь у Пенинского погоста и озера, где был тогда городок (острожек), и начальствовал думный боярин Иван Иванович Щепин.
село пенино

Первая упоминаемая в летописи церковь Сумерского (Пенинского) погоста отмечена под 1498 годом. Освящена она была в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Так, в «сотной, данной в 1627 г. дьяками Баимом Болтиным, да Дементием Образцовым крестьянам Сумерской волости с писцовых книг 1622 года, на л. 160 читаем: «Сотня Ложголовская. Погост Сумерской Пенино, а на погосте церковь Рождества Пречистые Богородицы, древяна, клетки», В ХVlll в. прежняя деревянная церковь, также Рождества Божией Матери (очевидно, ХVll в., уже далеко не первая, выстроенная на этом месте) сгорела, и в 1789 г. прихожанами была выстроена другая, также деревянная. Она была двухэтажной, в верхнем ее этаже был устроен главный престол Рождества Богородицы, в нижнем — приделы Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и св.вмц. Параскевы Пятницы, — издавна почитавшейся в этом крае, из-за расположенного близ церкви чтимого в народе источника святой Параскевы.

Давая характеристику местным жителям в церковном очерке прихода, отмечалось, что в массе своей народ здесь был очень трудолюбив, особенно женщины, мужчины развиты, в первую очередь молодежь. Большей частью они были заняты в столице на каменных мостовых работах, торговле, поставляли гурты скота в Прибалтику и Малороссию. Грамотность среди населения в конце ХlХ — начале ХХ в. быстро росла. Многие уезжали в С.-Петербург, где обзаводились собственным делом, становились самостоятельными людьми, но при этом не забывали о своей родине. Среди них был и Симеон Гаврилович Гаврилов (†1908), в прошлом крестьянин д.Ожево Пенинского прихода, к 1880-м гг. ставший С.-Петербургским второй гильдии купцом. Он вместе с прихожанами с.Пенино вознамерился соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм, ибо старый деревянный обветшал, да и приход численно вырос и потому нуждался в новом просторном храме. Соорудить новую каменную церковь решено было юго-восточнее прежней, стоявшей у дороги Осьмино-Гдов, где при ней существовало и древнее кладбище. Место было выбрано на холме, над озером Пенино, рядом с чтимым источником св. Параскевы Пятницы. Освятить решено было новый храм так же, как и прежний, в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Сретения Господня и св.блгв.кн. Александра Невского — заступника Северо-Западного края и небесного покровителя мученически скончавшегося в 1881 г. Царя-Освободителя — Императора Александра ll, в память которого и строился храм. В 1887 году усердием и на средства церковного старосты С.Г.Гаврилова и других уроженцев уезда была начата постройка, а в 1893 г. произведена закладка храма.На строительство пошли материалы: серый булыжный камень для фундаментов 150 саж., серый песчаный гранит для цоколя 225 пог. саж.; 900 тыс. хорошего красного кирпича; 470 дерев елового и соснового леса, 700 планок, 10 тыс. пудов белой извести.К 1900 г. величественный пятиглавый с мощной колокольней храм вознесся над всей местностью, и призывный зов его колоколов был слышен далеко окрест. Архитектором, осуществившим этот замечательный проект, был епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов (1849-1918). Строительство Пенинского храма обошлось в 200 тысяч рублей, из которых 90 тысяч были пожертвованы С.Г.Гавриловым.

17 августа 1900 года, в погосте Пенино, Гдовского уезда, преосвященным Никоном, епископом нарвским, при участии протоиерея И.И. Сергиева (Иоанна Кронштадтского) совершено освящение новоустроенного, каменного храма. С Гдовским уездом, которому принадлежало с.Пенино и этой местностью его связывали издавна тесные, как духовные, так и родственные узы. Из Гдовского уезда происходила родом супруга св.прав. Иоанна Кронштадтского, Елизавета Константиновна Сергиева, отец которой, протоиерей Константин Петрович Несвицкий (ок. 1790 — после 1855), начал свою службу в 1821 году в Кяровской Покровской церкви Гдовского уезда (в 8 верстах от Гдова). Кроме того, неподалеку от Пенино, в с.Ополье Ямбургского уезда, о.Иоанн навещал служившего там священника Николая Орнатского, брата о.Иоанна (†1931) и о.Философа (†1918) Орнатских, будущих петроградских новомучеников, которые также состояли в родстве с о.Иоанном и были наиболее близки ему духовно.

Толпы богомольцев с отдаленных мест Гдовского и Ямбургского уездов двинулись в погост Пенино еще с 15-го августа; больные и недужные, во множестве, за несколько десятков верст, спешили в пог. Пенино увидать великого молитвенника, доблестного о. Иоанна и попросить его молитв об исцелении своих недугов. Чрезвычайно трогательную и умилительную картину представлял момент приезда о. Иоанна в пог. Пенино. Накануне освящения, около 5 час. дня, тысячная толпа уже стояла близ церкви, ожидая прибытия дорогого батюшки. Невозможно описать восторг и радость народа, когда вдалеке показался экипаж о. Иоанна. Мужчины и женщины – все бросились на встречу любимого православным народом пастыря, хватались за колеса его коляски, стремились облобызать хотя край его одежды; повсюду слышались возгласы: «батюшка, благослови», «батюшка, помолись!» О. Иоанн проследовал, прямо в алтарь новой церкви, а в 6 час. вечера в церковь прибыл преосвященнийший Никон, епископ Нарвский, и у западных врат храма торжественно был встречен всем собравшимся многочисленным духовенством; началось всенощное бдение, владыка выходил на литию и величание и сам помазывал св. елеем до конца всенощной многочисленных богомольцев. На другой день, в 9 часов утра apxиepeйским служением, при участии всего прибывшего на торжество духовенства, совершено было освящение св. храма, после чего началась божественная литургия.

Через год последовало освящение боковых приделов во имя Сретения Господня и св.блгв. кн. Александра Невского. Совершено оно было соответственно 20 и 21 августа 1901 года Преосвященным Константином (Булычевым), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии, вновь в сослужении св.прав. Иоанна Кронштадтского и многочисленного местного духовенства. На освящение боковых приделов св. Иоанном Кронштадтским также были произнесены слова, к этому же времени относится и освящение им каменной часовни на св. источнике вмц.Параскевы Пятницы, хорошо запомнившееся местным жителям. Тогда же была посажена березовая аллея, ведущая от церкви к источнику. По воспоминаниям старожилов, каждое деревце держали местные крестьяне и опускали в заранее выкопанную лунку, по окроплении св.водой, которое совершал о.Иоанн, идя к часовне между двумя рядами собравшихся на освящение храма крестьян в праздничных одеждах.

Храм на погосте Пенино по своему наружному виду и по художественности внутренней отделке справедливо может быть назван первым в уезде. Все церковное здание во всех мельчайших подробностях представляет образец строго-выдержанного древне-русского зодчества; он – трехпридельный: главный придел во имя Рождества. Пресвятыя Богородицы; боковые – во имя Сретения Господня и св. Александра Невского; в храме 5 глав луковицею; шпиц церкви, тоже увенчанный главою, достигает 30 саж. вышины; на колокольне – прекрасный, гармоничный подбор колоколов, из коих большой весит 305 пудов. Внутри вся церковь расписана стенною живописью и орнаментами в древне-русском стиле. На пилонах церкви - фрески с изображением святых. Цветочный орнамент украшает стены и сохраняется в рисунке белых изразцов пола, что соответствует окружающей природе - белым лилиям в зеленой воде Пенинского озера, голубым колокольчикам и красной гвоздике холмов, ландышам и фиалкам лесов и перелесков. Здесь цветет орхидея (ночная фиалка), поют соловьи и молимся мы, потомки древнего народа.В куполе находится довольно значительных размеров изображение Господа Саваофа – копия со стенных росписей московского Успенского собора. Иконостас, весь золоченый, стоимостью свыше 10 т. р.; св. престол металлический, высеребреный, чеканной работы, – жертва местного прихожанина Федосеева; св. сосуды, напрестольный крест и евангелие – стоимостью в 1800 р. – пожертвованы управляющим Киновиею Ал.-Нев. Лавры, игуменом Тихоном.

В эти годы здесь служили священники Сергий Николаевич Иванов и Николай Семенович Никольский, уроженец с.Пенино, сын прежнего настоятеля местной деревянной церкви, диаконом был Василий Валентинович Кедров, сын настоятеля и строителя Старопольской Христорождественской церкви. Освящение величественного храма в с.Пенино способствовало тому, что через год в Пенинском приходе в 4 верстах от храма близ с.Поречье в местности Козья Гора была по инициативе местной уроженки Марии Андреевны Кудрявцевой при содействии св.прав. Иоанна Кронштадтского, особенно покровительствовавшего женскому монашеству, учреждена Свято-Покровская Поречская женская община. В начале XX века в самом Пенино и окружающих деревнях числилось около 4 тысяч прихожан. Жители этих мест были богомольными: в воскресные дни в храме собиралось до 500, в праздники до 1000 человек. При церкви даже была устроена гостиница для паломников. Крестные ходы совершались: 29 июня в часовню сельца Поречье, где особенно уважается каменный крест. В Ильинскую пятницу и 14 сентября — в Дретно; в Ильин день — в Ожево; 28 июня — в Любитово — в память холеры 1881 года, 9 мая — в Липо, Замошье и Лесище; в Троицын день — в Передки и Бурежи; 29 июня — в Гонеже; 8 сентября в Данилово и Дубо и в Ильинскую пятницу — в Кошелевицы.

Но уже в 1930-е годы церковные службы прекратились, а разорение и упадок коснулись и всей округи. Храм в Пенино в 1930-х гг. был закрыт, а деревянный древний (1775 года), стоявший у дороги, уничтожен. Воинство небесной России пополнилось в эти годы именами уроженцев с.Пенино священников-новомучеников о.Валентина Левитского (1867-1937) и о.Арсения Голосова (1969-1937), священника Михаила Виноградова (†1937), уроженца Боровичского уезда Новгородской губ., служившего на Козьей Горе и проживавшего в с.Поречье, священника Филимона Алексеева (1866-1937), уроженца д.Кошелевичи, служившего и проживавшего в с.Самро. Судьбы их остались до сего времени в памяти местных жителей и, веруем, православные христиане соберут по крупицам свидетельства о жизни этих мучеников за веру.

В годы войны 1942-44 гг. в храме недолго совершались богослужения, вероятно, "входящим” священником Православной псковской миссии, окрывшей сотни храмов после поругания их безбожниками. Однако, после войны храм остался без службы (действовала лишь расположенная вблизи Пенино Покровская церковь на Козьей Горе, после войны не закрывавшаяся и действующая до сего дня). Сохранившийся иконостас храма был перевезен в 1948 г. в Крестовоздвиженскую церковь с.Ополье, где иконостас был утрачен после закрытия церкви в 1930-х гг., где пребывает до настоящего времени. В бывших церковных домах с.Пенино, рядом с опустевшим храмом, в 1950-х гг. была размещена школа-интернат. Еще хорошо сохранявшийся до того времени храм сильно пострадал от соседства этого интерната. В доме священника разместили клуб и кинотеатр, затем там был устроен школьный склад, ныне от дома остались одни стены. Здание бывшей церковно-приходской школы, отданное интернату, стоявшее к западу от храма и погоста, на краю леса, сгорело около 15 лет назад. Сохранились рядом с храмом новое двухэтажное здание, использовавшееся как спальный корпус интерната, и дом, где прежде жили церковнослужители.

До сих пор особым почитанием богомольцев пользуется освященная св.прав. Иоанном Кронштадтским часовня св. Параскевы Пятницы на святом источнике. К часовне ведет вековая березовая аллея. Народ называет это место Иорданью и постоянно берет здесь воду, приезжают даже издалека, из Петербурга, и берут воду большими емкостями. Местные жители периодически чистят источник и ухаживают за ним, (особенно после 1960-х гг., когда во время кампании борьбы с Церковью источник был намеренно загрязнен).

Часовня лопнула и дала трещины от подвижек грунта в 1950-х — 60-х гг. и требовала ремонта. Этим занялся в 2000-х годах В.Д. Капинос, который впервые посетил Пенино в 2000 году. В тот весенний день, прежде всего, реставратор обратил внимание на аварийное состояние старой часовни над источником у подножия холма. Видно было, что люди посещают это место, над колодцем был сделан свежий сруб. Но никто не замечал, что вот-вот может рухнуть кусок старой кладки. Поэтому первым делом В.Д.Капинос прислал строительную бригаду установить на арке шахтерскую крепь. Поговорил с местными жителями - и родилась идея вернуть былой облик этой часовенке. Что и было вскоре сделано - после восстановления фундамента и дренажной системы, что было необходимо сделать на болотистом берегу озера.

3. Фотографии святого источника Правскевы Пятницы в Пенино
святой источник праскевы пятницы святой источник в пенино
Поворот на Пенино находится напротив древнего варяжского кургана и обозначен поклонным крестом. рачивать на Клескуши нужно по указателю на Брею.
Вид на храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Сретения Господня и св.блгв.кн. Александра Невского.
святой источник праскевы пятницы святой источник в пенино
В настоящее время идет реставрация храма. Службы проводятся по расписанию в нижнем храме.
За алтарем находится могила строителя и старосты храма в Пенино купца II гильдии С.Г. Гаврилова (1831-1908 гг.)
святой источник праскевы пятницы святой источник в пенино
Храм в Пенино в процессе реставрации.
Временная звонница храма в Пенино.
святой источник праскевы пятницы святой источник в пенино
Расписание богослужений храма Рождества Пресвятой Богордицы.
Летом в Пенино действует молодежный православный лагерь.
святой источник праскевы пятницы святой источник в пенино
Новый корпус для молодежного православного лагеря в Пенино.
Вид на часовню над святым истчоником Праскевы Пятницы. Березы были посажены и освящены самим Иоанном Кронштадским. Часовня над святым истчоником также была освящена о. Иоанном Кронштадским в 1901 году.
святой источник праскевы пятницы святой источник в пенино
Вид от часовни Праскевы Пятницы на храм в Пенино.
За часовней Праскевы Пятницы над святым источником построена новая очень просторная купель.
святой источник праскевы пятницы святой источник в пенино
Отреставрированная часовня над святым источником Правскевы Пятницы.
Памятная доска на часовне Праскевы Пятницы.
святой источник праскевы пятницы святой источник в пенино
Красивый сруб колодчика над святым источником Праскевы Пятницы..
Вороток и ведро колодчика над святым источником.
святой источник праскевы пятницы святой источник в пенино
Новая рубленая купель на святом источнике Правскевы Пятницы.
Память святому правденому Иоанну Кронштадскому.
святой источник праскевы пятницы святой источник в пенино
Купель на источнике Праскевы Пятницы.
Вода в источнике весьма студена и строга, также ка ки на источнике Праскевы Пятницы в Старой Ладоге.

Поговорить о святом источнике на монастырском форуме.

4. Географическое положение святого источника в Пенино.

Точное местоположение святого источника указано на карте.

Целебные Святые источники России.

Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.


  • Нравится