Карта сайта



  •  
  •  
  •  
  •  

А. Демкин
Когнитивные теории психологии эстетической реакции
человека на произведение искусства.

© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

К основной статье об эстетической реакции. Глава о перцептивных теориях эстетической реакции.

Когнитивные психологические теории являются следующим шагом развития описания феномена эстетической реакции, однако, следует помнить, что большинство из них склонно описывать психологические процессы, протекающие у «профессиональных» зрителей, как минимум владеющих определенной теоретической базой знаний по теории искусства.

Когнитивная эстетическая психологическая теория Рудольфа Арнхейма основана на гештальт психологии. Первоначальником гештальт теории можно назвать фон Эренфельса, взгляды которого популяризировали Макс Вертхеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка.  Арнхейм развил теоретические послылы Кёлера о  воспринимаемых  паттернах визуальных стимулов и законы группирования Макса Вертхеймера и  создал теорию универсальных перцептуальных паттернов. Визуальные паттерны могут быть двух родов: перцептивные, с помощью которых происходит восприятие образов картины и изобразительные, посредством которых художник воплощает свои образы в художественное произведение
Арнхейм считал, что любая картина – являет собой целостный образ – гештальт, который состояит из отдельных более простых элементов, каждый из которых может быть самостоятельным целостным гештальтом или не быть им. Целостный образ картины не сводим к простому суммированию входящих в его структуру элементов, а является принципиально новым качественным уровнем представления.

Ганс и Суламифь Крейтлеры также подчеркнули возможность того, что набор элементов изображения или гештальтов более низкого уровня могут обуславливать многоплановость восприятия целостного образа, образуя несколько автономных структур из одних и тех же элементов с разными, но полностью самостоятельными значениями. Многоплановость значений произведения обуславливает болшую его глубину и, как следствие, вызывает более насыщенную эстетическую реакцию. 

 С точки зрения гештальт психологии, восприятие картины человеком – это познавательный (когнитивный) процесс, в котором значительную роль играет интеллект и особая форма познания – интуиция:
«Интуицию лучше всего определить как особое свойство восприятия, заключающееся в способности непосредственно ощутить эффект взаимодействия в практической или гештальт-ситуации. Однако, поскольку восприятие нигде и никогда не отделяется от мышления, интуиция непременно принимает участие в каждом акте познания, будь то акт типично перцептивный или больше похожий на аргументативный. Впрочем, интеллект также выступает на всех уровнях когнитивной деятельности.»

Первоначальный взгляд человека на картину определяет лишь «нерасчлененное зрительное поле», где взаимодействие составляющих элементов максимальное. Затем взгляд зрителя может опознать в едином поле отдельные изобразительные элементы – единицы, которые останутся неизменными даже при изменении контекста и конфигурации картины и стремятся в своей организации к естественному порядку и наиболее гармоничному взаимодействию с созданием минимума нестабильности. Роль и характер таких единиц, однако может поменяться в зависимости от нового контекста структуры изображения. Выразительная сила воздействия картины по Арнхейму определяется композиционными качествами паттернов, которые создают «напряжение». Восприятие зрителя основано на целостной перцепции структурных элементов гештальтов, выяснения их стурктурной иерархии и взаимодействия с другими элементами – синопсиса представления элементов и сопоставления их со элементами долговременной памяти, анализ и формирование нового целостного внутреннего визуального образа - гештальта.

 Арнхейм считал, что процессы, приписваемые мышлению – различение, сравнение, выделение общего – присущи уже уровню восприятия, а мышление, в отличие от восприятия предполагает под собой чувственную основу. Каждый акт восприятия проявляется спонтанным процессом выражения эмоций.В некотором роде сходство с теорией Рудольфа Арнхейма о паттернах визуальных динамических сил, которые принадлежат произведению и определяют его выразительность имеет когнитивная теория коллативных паттернов живописи Дэниела Берлайна (1924-1976).

Конгнитивные теории, основанны на том, что эмоциональные реакции человека на произведение искусства являются ответом на анализ информации, котрые несут в себе художественные полотна. Сторонники этой группы теорий такие как Дэниель Берлайн и Ховард Гарднер, считали, что для соответсвующего восприятии живописи нужен определенный уровень знаний и жизненный опыт.

Психолог Даниэль Берлайн проводил экспериментальные исследования эстетического воздействия произведений искусства. Он искал стимулы, которые приводят к возбуждению нервной системы. Возбуждение он определял как психофизиологическую энергию регулируемую активностью ретикулярной системы, которую можно оценить с помошью измерений электрических потенциалов мозга (ЭЭГ), сердца (ЭКГ) и мышц (ЭМГ). Он описал художественное произведение как комплекс передаваемой информации состоящий из отдельных элементов. Берлайн насчитывал четыре основных источника передваваемой информации:

  1. Семантический источник передающий значение вещей в реальности. (Стул на картине изображает стул в действительности).
  2. Экспрессивный источник, который передает информацию о психологическом состоянии художника.
  3. Культуральный источник, передающий информацию о социальных нормах на момент создания картины.
  4. Синтактический источник, который формирует элементы, придавая им определенное значение.

Берлайн разделил первый семантический источник и три других источника, объединив их под значением «эстетический источник», так как считал, что для художественного произведения важнее как передается информация, а не о чем он передается. Уровень возбуждения определяется комплексным воздейстием таких элементарных стимулов – коллативных паттернов (collative patterns) , содержащихся в живописном произведении, таких как психофизиологические (интенсивность цвета, насыщенность, яркость, характер мазка и т.п.), логические (комплексность, новизна, удивительность, абсурдность и т.п.) и прочими. Способность паттернов вызывать возбуждение большей степени Берлайн назал «психологической силой» стимула.

В 1971 году он опубликовал работу «Эстетика и психобиология», а в 1974 – «Исследования в новой экспериментальной эстетике». Из теории Берлайна следовало, что удовлетворение от созерцания живописного произведения определяется оптимальным средним уровнем стимуляции, который описывается инвертировнной U-образной кривой соотношения удовольствия и возбуждения по принципу «не слишком мало и не слишком много». Оптимальный средний уровень стимуляции может отличаться у разных людей в зависимости от их собственных порогов чувствительности, уровня образования, культурной принадлежности и прочих субъективных факторов. Реакция на художественное произведение происходит еще до осознания его содержания, и может либо заставить более внимательно оценивать картину, либо переключает внимание на иной объект. Эмоции, которые рождает визальный контакт с картиной Берлайн подразделил на первичные – эстетические, вызываемые непостредственно эстетическими стимулами живописи, такие как очарование, удивление, восхищение, и вторичные эмоции – вытекающие из первичных, такие как страх, счастье, злость, связанные с оценочными суждениями или рекациями.

Однако противники теории Берлайна утверждали, что уровень возбуждения не может отражать уровня удовольствия картиной и внутренне значение стимула гораздо важнее силы его воздействия. Такого мнения придерживался американский психолог Колин Мартиндэйл (1943-2008), который читал, что воздействие стимула приводит к активации познавательных функций, соотнесения значения стимула с содержащимися в договременной памяти.

Одной из первых информационных моделей эстетической реакции на восприятие человеком предметов искусства явилась основанная на принципах гештальт психологии теория доктора физики и философии Абрахама Моля (1920-1992)


  • Нравится